[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Малый педсовет » Метапредметность » Технология экранного чтения
Технология экранного чтения
Марина_БорисовнаДата: Понедельник, 07.11.2011, 00:31 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2177
Статус: Offline
Об экранном чтении и самостоятельной работе в профильном обучении школьников.

О. Б. Богомолова
ГОУСОШ №2030 г. Москвы

В условиях интенсивной информатизации общества неотъемлемой частью учебного процесса становятся новые информационные технологии, к которым относятся и компьютерные телекоммуникации. Глобальная сеть становится неотъемлемой частью современного общества, мощным средством интеграции различных областей науки и культуры, а потому знакомство школьников с Интернет-технологиями имеет уже не столько обучающее, сколько социальное значение. Современный человек должен иметь возможность оперативно знакомиться с новейшими достижениями науки и культуры, общаться и сотрудничать со своими коллегами, в том числе и с теми, с кем он никогда не смог бы войти в контакт другим способом. То есть, очевидна необходимость владения умениями поиска информации и обмена ею с другими абонентами сети. Напри¬мер, практика обучения показали, что компьютерная деятельность способствует как совместной, так и более интенсивной индивидуальной работе школьников. Они по собственному желанию остаются в компьютерном классе на перемене или после занятий, чтобы закончить работу на компьютере. Поведение школьников улучшается, поскольку они вовле¬чены в совместную творческую деятельность и имеют свободный дос¬туп к технике. Школьники более ответственно относятся к своей рабо¬те, становясь более изобретательными, и тем самым заслуживают ува¬жение одноклассников. Улучшалась академическая успеваемость. Положительно влияла работа с компьютером на качество и скорость письменной речи [1].
Практика использования ПК в школе определяет базовые умения, необходимые каждому, кто начинает работать или учиться с его помощью. Для образовательного процесса принципиально важны стратегии чтения, объединяющие чтение печатного и экранного текс¬та: техника чтения, выбор и подбор ключевых слов, выбор и селекция инфор¬мации для ведения записей, запись информации своими словами, т.е. суммирование информации в виде информационного текста [2]. Это означает, что хороший чтец информационных, деловых текстов может формироваться как в условиях печатной, так и электронной культуры, что информационные технологии повышают, а не уменьшают значимость чтения и письма. Обучение экранному чтению требует как теоретического переосмыс¬ления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий). Поэтому перед учителем информатики возникает множество вопросов, каким образом помочь учащимся в этом образовательном процессе, отметим некоторые из них:
1. При экранном чтение увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении. Именно теория схемы помогла исследователям взглянуть на текст с точки зрения имеющихся у чтеца знаний и культурного опыта, чтобы оце¬нить его возможности в установлении связей между идеями, мыслями текста и актуализацией понятий, которые могут быть использованы при чтении.
2. При проведении обсуждений в режиме on-line, которые завоевывают все большую популярность, особую роль приобретает четкость инструк¬ции, в которой должна быть сформулирована мысль, что является предметом обсужде¬ния и как выразить основные мысли при проведении конференции. Подавляющее количество школьников рассматривают Интернет как интерактивное средство общения.

Статистика свидетельствует, о том что более 90% посетителей компьютерных классов пользуются услугами электронной почты (рис. 1).
3. Любимым занятием учащихся за компьютером является многочасовое “сидение” в чатах (виртуальных комнатах общения). Школьников эта форма общения привлекает своей демократичностью, раскрепощённостью, отсутствием возрастных и национальных барьеров, возможностью дискутировать и отстаивать своё мнение, получать массу новых знаний и нужной информации, находить единомышленников и т.д. По их словам, виртуальное общение помогает им раскрыться и самоутвердиться. Представляется, что интерактивное общение действительно развивает у школьников навыки общения, способности к самооценке и другие качества распространителя информации. Таким образом, использование Интернет в качестве формы организации свободного времени и досугового занятия можно рассматривать одновременно как удовлетворение познавательного интереса учащихся. Чаще всего познавательный поиск школьников направлена на приобретение информации по интересам и сбор практического материала в этой области.
 
Марина_БорисовнаДата: Понедельник, 07.11.2011, 00:33 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2177
Статус: Offline
(продолжение)

4. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно ли¬нейно, как в тексте печатном. С экрана можно читать текст линейно, стра¬ницу за страницей, а можно выделить ключевое слово и просматривать отрывки из текста, где это слово употреблено, или можно высветить па¬раллельно в два окна отрывки из текста (рис. 2). Экранное чтение производит пере¬ворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Рассмотренные выше позиции, подводят нас к выводу, что эффективность современного образования базируется на самостоятельной деятельности учащихся и находится в прямой зависимости от двух основных факторов: уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов, которые в свою очередь зависят от уровня экранного чтения, понимания и осмысливания его. Там же, где присутствует выбор, творчество, поиск, исследование, — там появляются интерес, воля, умения и готовность к само¬развитию, к самоизменению, к творческому преобразованию себя и мира.
Основными целями является самостоятельная деятельность школьника в заданной или интересующей его области знаний, при этом под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень са¬мостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы или задачи до осуществления кон¬троля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим по¬исковый характер, с передачей основных функций по выполнению этих работ самому обучаю¬щемуся, но лишь по мере овладениями методикой самостоятельной деятельности [3].
Самостоятельная работа в профильном обучении должна рассматриваться, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства педагога, а с другой – как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную де¬ятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Основные виды и цели самостоятельной работы школьников, которые, по нашему мнению, должны реализовываться при их профильном обучении представлены на (рис. 3).

В заключение приведены слова великого немецкого педагога А. Дистервега: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальней¬шей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир» [4].

Литература:
1. Богомолова О. Б. Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах социально-экономического профиля и разработка методики их использования//Дис. канд. педагогич. наук: 13.00.02. - М., 2006. - 193 с.
2. Н. Н. Сметанникова Стратегический подход к обучению чтению. – М: Школьная библиотека 2002 .-532с.
3. Н. В. Ширшина, Огранизация профильного обучения в средней школа. - Волгоград: Учитель 2006. -121с.
4. С. Г. Воровщиков, М.М. Новожилова Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. – М: Пять за знание, 2006. -346с.


Источник - http://www.mgopu.ru/JOURNAL/CONF2007/bogomolova.doc.
Прикрепления: 6572923.jpg(52.8 Kb)
 
Марина_БорисовнаДата: Понедельник, 07.11.2011, 00:43 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2177
Статус: Offline
Страницы печатные и непечатные
Как приучить глаз школьника к электронным учебникам

2008-04-03 / Иван Сапрыкин

Современные школьники и студенты чаще заглядывают в интернет, чем в книжку. Но чтение с экрана монитора имеет свои особенности.
Многие, наверное, замечали, что текст, набранный черным по белому, тяжело читается с экрана компьютера. Особенно, если это достаточно большой текст.
Но с точки зрения психологов в этом нет ничего удивительного. Оказывается, человеческий глаз гораздо легче воспринимает цветные буквы на цветном фоне. Интересное исследование по изучению оптимальных цветов шрифта и фона компьютерных текстов проводится в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук. Как сообщает агентство «ИнформНаука», руководит этой работой заведующая отделом гигиенического нормирования и экспертизы, кандидат биологических наук Любовь Текшева.

Для книг, а в особенности для учебников давно существуют гигиенические стандарты, которые определяют размер и рисунок шрифта, расстояние между строками, яркость букв и белизну страниц. Иногда по тем же правилам оформляют электронные учебники. Это решение, принятое, безусловно, из благих побуждений, на самом деле ошибочно, считает Текшева. Наше зрение при чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, нежели при чтении с листа.
Дело в том, что человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение светящегося объекта противоречит самой его природе. Кроме того, при чтении с экрана взгляд направлен вверх или вперед. В таком положении глаз обычно расслабляет аккомодационную мышцу, а при чтении ее приходится напрягать. Добавьте к этому тот факт, что пульсирующий световой фон снижает чувствительность зрения. Эти и некоторые другие особенности делают чтение с экрана монитора довольно утомительным занятием.
Неслучайно эксперты отмечают парадоксальную тенденцию: массовый переход на так называемые безбумажные технологии привел... к увеличению расхода бумаги в офисах. По данным председателя комитета по информационной политике, технологиям и связи Госдумы РФ Валерия Комиссарова, только в российских учреждениях в год на бумагу тратится 50 млрд. рублей.
Поэтому для электронного текста должны быть свои гигиенические стандарты, учитывающие к тому же возраст читателя.
Любовь Текшева работала с учениками 9–10-х классов с нормальным или правильно скорректированным зрением. Школьники должны были прочитать текст объемом 7 тыс. знаков, набранный 12-пунктовым шрифтом гарнитуры «Таймс» с большим интервалом между строками. Параметры шрифта соответствовали гигиеническим требованиям к учебникам для старших классов, а содержание текста – учебной программе. Текст был напечатан на бумажном листе и представлен на экране в 15 вариантах: черные знаки на белом фоне, белые знаки на черном фоне, зеленые знаки на белом фоне и т.д.
Оказалось, что в 12 случаях из 15 дети читали с экрана медленнее, чем с листа бумаги. Самый плохой результат они показали при чтении черных букв с белого экрана: в этом случае разница в скорости составила 90%.
Цветные знаки на белом фоне вообще читались хуже, чем светлые знаки на цветном. Очевидно, цветной фон поглощает световую пульсацию белого экрана. Исключение составляет сочетание красного и белого цветов. Красные буквы на белом читать легче, чем белые на красном. Текшевой удалось найти цветовые решения, при которых скорость чтения практически не отличается от скорости чтения стандартного бумажного текста. Таких вариантов три: красные знаки на синем фоне, синие знаки на желтом фоне и красные на зеленом.
[an error occurred while processing this directive]
При чтении с листа ребята делали значительно меньше ошибок, чем при чтении с монитора. Обычно количество ошибок подчиняется определенной закономерности. Сначала школьник «вчитывается» в текст и делает ошибки. Привыкнув, он читает почти без ошибок (это период устойчивой работоспособности), а затем устает и снова начинает ошибаться.
Оказалось, что при чтении с экрана период устойчивой работоспособности не наступает, что подчеркивает увеличение сложности зрительной работы при чтении с монитора. С учетом не только скорости чтения, но и количества ошибок оптимальные цветовые решения экрана будут немного другими. Предпочтение следует отдавать синим знакам на желтом фоне, желтым знакам на синем и красным знакам на зеленом.
Помимо оптимальных цветовых сочетаний имеет значение уровень яркости экрана, а суммарная неравномерность распределения яркости по экрану не должна превышать 40%.


Источник - http://www.ng.ru/education/2008-04-03/12_pages.html
 
Марина_БорисовнаДата: Понедельник, 07.11.2011, 00:47 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2177
Статус: Offline
Исследователи из Лаборатории зрительной эргономики США назвали самым безопасным для зрения компьютерный шрифт Verdana, который разработал художник Мэтью Картер в 1996 году. Буквы шрифта не имеют засечек и увеличены за счёт межстрочного интервала. Как полагают учёные, при чтении текстов, набранных шрифтом Verdana, глазные мышцы испытывают наименьшее напряжение. Также учёные определили, что 10 и 12 размеры экранного шрифта являются самыми оптимальными для глаз.
Если глаза после рабочего дня, проведенного за монитором компьютера, сильно устают, выглядят потухшими, появляется сеточка кровеносных сосудов, значит, им необходима незамедлительная помощь.
Избежать синдрома компьютерного зрения, который возникает у людей, слишком много времени проводящих за компьютером, поможет соблюдение золотого правила «10Х10Х10» – каждые 10 минут интенсивной работы с монитором на 10 секунд переводите взор на объект, удаленный на расстояние не менее 10 футов. Соблюдать это правило не сложно, а эффект поразительный!
Медики также утверждают, что защитить глаза от компьютера поможет пчелиный мед, поскольку в его состав входит комплекс веществ, необходимых для нормальной работы сетчатки глаз.
Специалисты рекомендуют утром, до завтрака медленно рассосать столовую ложку меда – желательно натурального, без добавок. Для закрепления эффекта эту процедуру можно повторять и перед сном.
Кроме приема меда внутрь могут быть полезны медовые капли. Отмечается, что такие капли снимают отечность и защищают глаза от негативного воздействия окружающей среды. В то же время перед проведением подобной процедуры советуем не забыть проконсультироваться с врачом.
Если вам кажется, что ваш ребенок слишком много времени проводит у компьютерного экрана, не спешите выпроваживать его на улицу. К такому удивительному заключению пришли исследователи физиологии зрения из Университета г. Рочестер, США. Профессор Daphne Bavelier считает, что работа с монитором и особенно компьютерные игры стимулируют развитие альтернативных зрительных путей. Несколько часов у экрана ежедневно повышают эффективность функционирования зрительных анализаторов на 20%!

(Отрывок публикации)

Источник - http://www.vancouverexpress.ca/archives/6703
 
Форум » Малый педсовет » Метапредметность » Технология экранного чтения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: