Марина_Борисовна | Дата: Воскресенье, 06.11.2011, 00:04 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2251
Статус: Offline
| Отклик А.В.Хуторского на проект ФГОС общего образования:
Президенту Российской академии образования Никандрову Н.Д.
От 08.04.2011 г. На №№ 01-103/15/6 от 05.04.2011 г.
Уважаемый Николай Дмитриевич!
Благодарю Вас за присланную информацию и проект стандартов, одобренный на заседании Президиума Российской академии образования.
По тексту проекта замечу следующее.
1. Подготовленный текст является скорее не стандартом, а ориентировкой для его разработки. Несмотря на указание того, что он разработан на основе различных нормативно-правовых документов, у предложенного текста нет главного - операциональности его реализации - в школах, на уроках и т.п.
2. Положительным считаю включение предметных компетентностей в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Если Вы помните, в 2002 году я выступал на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО с докладом о разработанном мною компетентностном подходе к проектированию стандартов. Не все тогда отнеслись к данному подходу однозначно. Сохранилась стенограмма обсуждения этого доклада - http://eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm Время показало, что данный подход стал общепризнанным.
3. В то же время замечу, что формы представления компетентностей в подготовленном проекте далеки от совершенства и нуждаются в исправлениях и доработках.
4. Отмечу также другое включенное в проект новшество - метапредметность. Метапредметность присутствует в проекте стандартов в качестве универсальных способов деятельности и практически не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты отечественных учёных, ведущих исследования в области учебных метапредметов с конца 1980-х годов (Ю.В.Громыко, А.В.Хуторской) показывают необходимость отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в качестве содержания отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем. Этого в данном проекте стандартов не наблюдается.
5. В проекте стандартов предлагается разделение планируемых результатов обучения на личностные, метапредметные и предметные. Такое разделение лишено общего основания и ведёт к отчуждению планируемого образования от личности учащихся, их общечеловеческой самореализации. Как предметные, так и метапредметные результаты обучения не могут не быть личностными, иначе они не будут отражать образовательного роста учащихся, станут внешними формально проверяемыми ориентирами. Необходимо сохранить личностный вектор стандартов, метапредметность, но сделано это должно быть на научной основе без существующей сейчас эклектичности.
6. Системный недостаток проекта стандартов – отсутствие проработанной инновационной составляющей, т.е. программы его внедрения. Проект не учитывает положения педагогической инноватики, что затрудняет его реализацию или даже делает её невозможной.
7. Проект отражает, в основном, заказ государства на образование человека, в меньшей степени – самих учащихся, их родителей, образовательных учреждений. Разделения образования на базовое и профильное для этого недостаточно. Считаю, что необходимо вернуться к разработке и рассмотрению других компонентов образовательных стандартов, и главного из них – ученического компонента, т.е. заказа самого человека на своё образование.
С уважением, Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека, член концептуальной группы по разработке образовательных стандартов 2002-2004 гг Источник - http://khutorskoy.ru/be/2011/0408/index.htm
|
|
| |