"Учеба - мое личное дело"
|
|
Марина_Борисовна | Дата: Воскресенье, 06.11.2011, 23:11 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2251
Статус: Offline
| Учеба — мое личное дело
Деловая игра для учащихся 6–7-го классов
Из года в год на протяжении одиннадцати лет ребенок ходит в школу. Кому-то нравится в школе, кому-то не очень. Но и у тех и у других в школьной жизни не так много ситуаций, когда есть возможность задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?» Школьники привыкли к другим вопросам: «Нравится ли тебе в школе?», «Какой предмет нравится?», «Какие отметки получил?» и др. Важные вопросы. Но стать субъектом собственной деятельности невозможно, если не знаешь, зачем лично тебе нужна эта деятельность. Основная цель деловой игры — помочь детям осознать цели учебы. В ходе встречи участники отвечают на вопрос, для чего существуют различные образовательные учреждения, какие задачи они решают, анализируют образовательный ресурс собственной школы, знакомятся с представлением общества о том, какими качествами должен обладать современный образованный человек. Все это является материалом, помогающим ученику сформулировать цель учебной деятельности для себя. Игровой сюжет прост: участники создают музей школы, музей образования. Экспонаты музея должны рассказать посетителям о том, зачем нужны школы вообще и данная школа в частности. Время проведения — 1, 5 часа.
Оформление пространства. Для организации игры нужен зал, в котором выделяются две игровые зоны. В одной зоне создается музей. Здесь стоят школьная доска и стенды, к которым прикрепляются экспонаты. Здесь же находятся стулья по количеству участников. Фронтальные обсуждения проходят здесь. Вторая зона оборудована для работы мини-групп. Для каждой группы необходимы стулья и рабочий стол. В ходе игры этапы общего группового обсуждения сменяются работой в мини-группах. В сценарии указаны этапы, когда работа проходит в мини-группах. Если такого указания нет, весь класс работает вместе. Состав групп не меняется в ходе всей игры.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
I. Введение в тему
Психолог знакомит участников с жанром встречи — деловая игра и правилами, по которым будет организовано взаимодействие. II. Тематическая разминка 1. Психолог вводит игровой сюжет. Ведущий. Мы будем создавать музей, посвященный современной школе. Этот музей должен помочь нашим потомкам понять, какой была школа, чему там учили детей, что в школе было самым главным. Наша игра состоит из нескольких этапов, и на каждом из них мы будем создавать экспонаты для музея школы. Работать мы будем иногда все вместе, а иногда в мини-группах. Для того чтобы определить их состав, мы бросим жребий. 2. Работа мини-групп. Задание группам: придумать и передать первый экспонат в музей. Ведущий. Вы должны представить не макет, а реальный предмет, имеющий отношение к школьной жизни. Будущий экспонат вы должны найти здесь, в этом зале, (можно дать детям время, в течение которого они будут искать такой экспонат по школе) и оформить на него музейную карточку. На этой карточке пишется название экспоната и его значение для школьной жизни. Дети представляют предмет, и он занимает свое место в музее (на наших играх участники предлагали дневники, учебники, портфели и др). 3. Работа мини-групп. Участники превращаются в сценаристов, создающих короткометражный фильм об истории возникновения школы. Ведущий. Школа существовала не всегда. Был момент, когда она впервые появилась. Давайте сейчас пофантазируем. Представим жизнь древних людей, у которых еще не было школы. Но вот случилось какое-то событие, после которого вождь племени сказал важную фразу: «Похоже, что нужно создавать школу». Задание — придумать и написать сценарий учебного ролика для музея, в котором изображен момент создания школы, то есть показать то, что предшествовало эпохальной фразе вождя. При желании можно показать финальные сценки из фильма. Представленные сценарии передаются в музей. 4. После того как участники увидели и услышали все сценарии, ведущий обобщает идеи детей и делает вывод о том, когда возникла необходимость в создании школы. Эти выводы записываются на стенд музея: «Школа появилась тогда…» На этом тематическая разминка завершается.
|
|
| |
Марина_Борисовна | Дата: Воскресенье, 06.11.2011, 23:12 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2251
Статус: Offline
| (продолжение) III. Знакомство с развивающими возможностями школы Ведущий. С тех пор прошло много-много лет. Изменилось общество, изменился человек, изменилась школа. И сейчас создано много различных школ, в которых обучающиеся получают различные знания, развивают различные способности. Какие виды школ вы знаете?
(Примерные ответы детей: автошкола, спортивная, художественная, музыкальная, языковая спецшкола и др.) 1. Ведущий. Вы назвали много разных школ. Давайте для примера возьмем спортивную школу и обсудим, чему учится ребенок в этом образовательном учреждении? На этом этапе очень важно привести детей к осознанию того, что школа дает не только знания в конкретной области, но и развивает различные способности человека. Так, спортивная школа учит выдержке, умению преодолевать трудности, умению работать в команде, управлять своим эмоциональным состоянием и пр. 2. Работа мини-групп. Каждая группа получает карточку, на которой написано название школы (у каждой группы свое) и дан список вопросов (см. в приложении бланк № 1). Задача группы — ответить на все вопросы. Представляя результат в общем кругу, каждая команда называет школу и обязательно отвечает только на последний вопрос: «Чему учат в школе?» Дополнительные вопросы ведущий может задать по своему желанию в том случае, если есть резерв времени. 3. Карточки, на которых работали мини-группы, размещаются на стендах музея. Затем ведущий организует групповое обсуждение, задав участникам вопрос: «А чему учат детей в обычной средней общеобразовательной школе?» Задача ведущего — помочь детям увидеть развивающие возможности школы, показать, что и в общеобразовательной школе, помимо знаний по отдельным предметам, у учеников есть возможность развивать различные способности. IV. Заполнение индивидуальной карточки Участники получают индивидуальную карточку, которая оформлена следующим образом: на лицевой стороне написана фраза: «Учеба — это мое личное дело». На обратной стороне написан вопрос: «Зачем я учусь?» А далее фразы: «Версия 1» и «Версия 2». Психолог просит детей ответить на вопрос письменно и записать ответ в строчку: «Версия 1». Возможность дать вторую версию ответа на тот же вопрос появится у детей в конце игры. До окончания игры карточки разложены на столике в музее лицевой стороной вверх так, чтобы не были видны ответы учеников. V. Анализ развивающего потенциала конкретной школы 1. Участники расположены в общем кругу. Ведущий. Представьте, что в класс пришел новый ученик, хорошо понимающий, что он хочет получить от школы. Например: он хочет выучить иностранный язык, научиться выступать перед аудиторией и не волноваться при этом, а еще он любит делать модели кораблей. Все ли запросы новенького можно удовлетворить в школе? Что создано в ней для того, чтобы он смог развить в себе данные способности? Ответы детей оформляются на ватмане следующим образом: в центре изображен смайлик, символизирующий нового ученика. Рядом написаны запросы к школе. Возле каждого запроса ставится знак «+» или «–» как ответ на вопрос, можно ли это получить в данной школе. А затем фиксируются сферы, в которых можно развить эти способности (уроки, названия конкретных кружков, студий и др.)
|
|
| |
Марина_Борисовна | Дата: Воскресенье, 06.11.2011, 23:13 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2251
Статус: Offline
| (продолжение)
2. Работа мини-групп. Группы получают карточки, где написаны качества, способности и умения, которые хотел бы развить в себе ученик, приходящий в класс. Примеры того, что написано на карточке приводятся в бланке № 2 (см. приложение. На одной карточке – одно качество). Мы предлагали детям выбрать карточки путем жеребьевки. У ведущего на столе лежат две стопки карточек. В одной стопке — конкретные умения, во второй — качества и способности. Представитель группы тянет по две карточки из каждой стопки. Таким образом определяется запрос новенького. Далее группы должны самостоятельно проделать ту же работу, что и на предыдущем этапе: ответить на вопросы, можно ли развить эти качества и способности и что для этого есть в школе. Свои размышления дети также оформляют на ватмане. Представив перед всеми результаты, ученики передают свои плакаты в музей. 3. Участники вновь объединяются в общий круг. Ведущий. Основная задача школы — вырастить Человека образованного. Образованным можно назвать человека, который обладает следующими качествами (список вывешивается на доску): • Хороший коммуникатор Успешно воспринимает и передает информацию в различных формах более чем на одном языке. • Любознательный Способен работать и учиться самостоятельно. • Знающий Обладает глубокими и обширными знаниями. • Толерантный Понимает и ценит собственную культуру и историю; готов воспринять точки зрения, ценности и традиции других людей. • Принципиальный Обладает сильно выраженным чувством справедливости и уважения к достоинству человека, несет ответственность за свои действия. • Размышляющий Принимает обоснованные, этически оправданные решения. • Рискующий Обдуманно и бесстрашно ведет себя в незнакомых ситуациях, примеряя на себя новые роли, идеи. В состоянии убедительно защитить свою точку зрения. • Анализирующий Использует знания и опыт для собственного развития. • Заботливый
Проявляет сочувствие, сострадание и уважение к нуждам и чувствам других людей. Готов служить обществу и действовать на пользу другим людям и окружающей среде. 4. Познакомив детей с качествами Человека образованного, ведущий раздает каждому участнику бланк, в котором представлен тот же список, что и на доске, и просит каждого отметить не больше трех качеств, которые он считает необходимым в себе развить, и (важно подчеркнуть!) это можно сделать в данной школе. Затем индивидуальные выборы детей обобщаются. Для этого психолог просит каждого подойти к доске, где размещен список качеств Человека образованного, и отметить свой выбор. Для того чтобы эта процедура не была затянутой, мы используем следующий прием: каждый ребенок получает по три стикера (маленькие листочки с клеевой основой) и, выходя к доске, приклеивает свой листочек рядом с выбором, который он сделал. Таким образом, мы видим приоритеты данного класса. 5. Последний этап — возвращение к индивидуальным карточкам «Учеба — мое личное дело». Ведущий просит участников взять свои карточки и, в том случае, если ответ поменялся, — написать новый, продолжив фразу «Версия 2» Если же нового ответа не появилось, поставить прочерк. Индивидуальные карточка также отправляются в музей школы. VI. Подведение итогов Подводя итоги, психолог воспроизводит логику игры, акцентируя внимание детей на ключевых моментах, говорит о том, какие экспонаты собраны в музее и в чем ценность этой композиции.
|
|
| |
Марина_Борисовна | Дата: Воскресенье, 06.11.2011, 23:14 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2251
Статус: Offline
| (продолжение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
БЛАНК № 1
Школа________________________________________ 1 Какие уроки являются главными? 2 Какие домашние задания даются детям? 3 За что больше всего ругают родители? 4 За что дают грамоты в школе? 5 Сколько лет учат в школе? 6 Чему учат в школе?
БЛАНК № 2 Играть в футбол; Готовить пиццу; Изготавливать авиамодели; Исполнять оперные арии;Исполнять эстрадные песни; Танцевать; Готовить; Создавать фильмы; Вышивать; Писать стихи; Фехтовать; Водить машину; Осуществлять сложные вычисления; Изучить несколько иностранных языков; Развить логическое мышление; Решать творческие задачи; Грамотно излагать свои мысли; Понимать себя: свои сильные и слабые стороны; Понимать законы, по которым устроен мир; Понимать других людей; Работать в команде; Преодолевать себя; Планировать свою деятельность; Общаться с разными людьми.
Методическая разработка игры была опубликована в газете "Школьный психолог" N8 2009 г. Источник - http://www.tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&id=275
|
|
| |