Как только не переделывали строки про поэтов «хороших и разных» (старшее поколение отлично помнит лозунг советских времен «Больше товаров хороших и разных»). Но вернемся к нашим баранам, т.е. к части третьей «трилогии» о букварях.
Каких только детских книг, учебников и пособий не найдешь теперь на книжных полках магазинов. С несколькими "шедеврами" современного литпрома (можете самостоятельно провести параллели с "советским автопромом") я хочу вас сегодня познакомить. Я имею в виду творчество современного детского писателя Андрея Усачева.
Как оказалось, он является автором серии детских книг в стихах и даже учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 класса. Поскольку речь в части первой и части второй шла о книгах для самых маленьких, начнем с «Азбуки Бабы Яги». Предлагаю вам сканы страниц из этой азбуки с моими комментариями. Так как у Усачева книг много, то после азбуки я сделаю краткий обзор и остальных "шедевров"
"Азбука Бабы Яги"
Не правда ли, очень патриотично звучат в контексте слова про «русский дух», особенно если вспомнить классику: "...Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кашей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет!..." (А.С. Пушкин ,пролог к «Руслану и Людмиле»)
Совершенно потрясающий стих учит детей, что семья – это плохо, дети – малолетние садисты и тратить на воспитание этих самых детей деньги – вообще аморально. Одним словом, за свободные отношения и никаких «ячеек общества» в виде крепкой семьи!
Дальше – больше! Надежда на то, что стих на букву "Ц" научит хотя бы целомудрию - не оправдался. А вот свободным отношениям или гражданскому браку – пожалуйста!
По нынешним временам даже овца понимает, что никаких серьезных отношений без подарков быть не может в принципе. Бееееее-дный барашек… Правда, роскошная иллюстрация к не менее роскошному четверостишию про козлов? Зато козлы – молодцы, ну так на то они и козлы.
Продолжаем развивать тему «куда мы катимся». Василиса Премудрая, когда-то бывшая Прекрасной, а теперь осознавшая, что молодость то уходит, а она, дура (простите, не ругаюсь – цитирую автора стиха), живет по старинке. Учится зачем-то. Одним словом, реклама стиля жизни современной молодежи.
Вот они, современные детишки. Ладно хоть три тачки у щуки требуют, а не три карты у бедной старушки. Наверное, тачки попросил юноша в кепке (странная ассоциация со шпаной, очень на рисунке похоже выглядит)? Или это совсем другие тачки, садовые, чтобы ягоды для варенья перевозить на даче?
У меня явно нарушен ассоциативный ряд. Прочла первую строчку стиха и вспомнила перевод Шекспира "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Но вот Змей (именно так – с большой буквы, имя собственное) много быть не может. Может быть только много Змеев.
Наверное, Баба Яга в молодости все же работала и не кем придется, а в торговле. Ну скажите на милость – если в воду высыпать ягоды, получится йогурт? Вторая загадка – как из клюквы, брусники и малины получить земляничный йогурт для меня неразрешима в принципе.
"Не верьте - волк бывает разный: пятнистый, бурый, белый, красный". Стих написан под впечатлением шлягера о девушках, которые тоже "бывают разные – черные, белые, красные"? А «враки, которые придумали собаки» научат малышей любить волка или не доверять собакам? Интересно – что курил автор?
"Веселый букварь"
Что? Плагиат, про свинку Милу, которая мыла рыло? (смотри часть вторую трилогии, детективную).
"Таблица умножения в стихах"
Начнем с того, что цыплят по осени считают, а не под осень. Я помню, что цвета радуги мы запоминали вместе с охотником, который желал знать, где сидит фазан. Но я очень сомневаюсь, что число 24 у меня навсегда будет ассоциироваться с картошкой в мундире. Тем более, что 3х8 тоже двадцать четыре, а стишок то уже другой. И какой из них прикажете запоминать? 9
"Морская азбука"
Интересно, что после этого стишка останется в памяти у ребенка – как пишется/читается буква «Г» или «прыг-скок, прыг-скок»? Мне кажется, вообще ничего.
"Прогулки по Третьяковской галерее"
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» (И.А.Крылов) . В общем – без комментариев
"Великий могучий русский язык"
Текст, естественно, учит уважению представителей старшего поколения. Мне жуть как интересно, откуда из дедушки сыплется песок, уж очень иллюстрация странная? А мальчишке я завидую – не у каждого есть такой замечательный дедушка и личная песочница
Апокалипсическая картинка получается, чесслово. Да тут что ни фраза – то шедевр. Правда, планета-полутруп как-то неприятно попахивает, но про «вихри враждебные» очень понравилось. Но что «огребем» мы не денег, а от природы за загубленную экологию – это точно
Такой милый зомби! И объяснение идиомы тоже милое и позитивное
Мне одной кажется, что стих несколько… агрессивный? Если да, то извините. С другой стороны, гордость за «великий и могучий» все равно этими строками привить вряд ли удастся
"Крылатые слова: фразеологический словарь"
Можно я не буду комментировать несколько фото, расположенных выше? Думаю, вы и без моих скромных подсказок сможете проникнуть в великий замысел автора. У Усачева есть еще одно подобное издание «Великий и могучий русский язык», на досуге можете воспользоваться гуглом и найти информацию.
Кстати, все иллюстрации я нашла на сайте интернет-магазина «Лабиринт».
Надеюсь, мне удалось кого-то улыбнуться, а кого-то задуматься.
Закончу выдержкой из стихотворения Владимира Маяковского «Послание пролетарским поэтам»: "Одного боюсь - за вас и сам
чтоб не обмелели наши души,
чтоб мы не возвели в коммунистический сан
плоскость раешников и ерунду частушек"
|