Эта страница будет полезна тем выпускникам, кто испытывает определенные трудности со здоровьем. Это не значит, что вы простудились в канун экзамена, переев мороженого - в таком случае дата экзамена будет перенесена на дополнительные дни. Речь пойдет о тех, у кого в медицинской карте стоит "хроническое заболевание...." и кому в такой ситуации комфортнее сдавать экзамен в особых условиях
Однако помните - одного желания будет мало. Необходимо серьезное медицинское заключение врачебной комиссии. Это заключение вместе с заявлением от родителей вы должны заблаговременно предоставить на пункт проведения экзаменов. Но сначала его необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году такое заключение выдавало Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр диагностики и консультирования «Надежда». Что будет в 2014 году - покажет время, а пока познакомьтесь с информацией о том, как могут проходить экзамены в такой ситуации.
Процедура проведения экзамена для участников с ограниченными возможностями здоровья
Основанием для особой формы проведения экзаменов являются Приказ Министерства образования и науки РФ № 70 от 2 марта 2009 г. «Об утверждении порядка проведения государственного выпускного экзамена» и Закон г. Москвы №16 от 28.04.2010 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здороваья в городе Москве" (читать текст приказа)
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих требований:
- государственный выпускной экзамен проводится в отдельной аудитории;
- при необходимости образовательное учреждение с учетом индивидуальных особенностей конкретного выпускника с ограниченными возможностями здоровья может организовать для него проведение государственного выпускного экзамена в другое время, а также по согласованию с родителями (законными представителями) на дому;
- продолжительность государственного выпускного экзамена увеличивается на 1,5 часа;
- при проведении государственного выпускного экзамена присутствует ассистент, оказывающий выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающий выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором;
- выпускники с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи государственного выпускного экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа выпускников с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении государственного выпускного экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
для слепых:
- задания для выполнения на экзамене оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
- при необходимости для выполнения задания предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- при необходимости для выполнения задания предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения оформляются увеличенным шрифтом (16 - 20 пунктов)
для глухих и слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости выпускникам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- для глухих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию государственный выпускной экзамен по всем общеобразовательным предметам может проводиться в письменной форме
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственный выпускной экзамен по всем общеобразовательным предметам может проводиться в устной форме.
Пункты проведения экзаменов (ППЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пункты проведения экзаменов (ППЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (СКОУ) или на базе общеобразовательных учреждений, в которых может быть назначена специализированная аудитория.
В специализированной аудитории могут находиться участники ЕГЭ с различными заболеваниями.При этом рекомендуется формировать отдельные аудитории для слепых и слабовидящих участников ЕГЭ. Допускается рассадка слепых и слабовидящих участников в одну аудиторию в случае небольшого количества участников.
Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 12 человек. Количество выпускников в аудитории для слепых участников ЕГЭ не должно превышать 6 человек.
Пункт проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей.
Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ЕГЭ с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже).
Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.
В случае проведения в один день двух экзаменов в соответствии с единым расписанием, допускается в специализированной аудитории или в специальном ППЭ распределение в одну аудиторию участников не более чем двух разных экзаменов (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам), в случае если количество участников экзаменов не превышает 5 человек по каждому предмету.
Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:
- содействие в перемещении;
- оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
- вызов медперсонала;
- оказание неотложной медицинской помощи;
- помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод - для глухих).
Ассистентом может быть назначен штатный сотрудник ОУ, в том числе СКОУ. Для сопровождения участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ЕГЭ в данный день. Списки ассистентов утверждаются ГЭК. В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.
Руководители в ППЭ создают необходимые условия:
для слепых участников экзамена:
- необходимое количество черновиков из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ЕГЭ;
- необходимое количество правил для слепых участников ЕГЭ по заполнению тетрадей для ответов на задания ЕГЭ;
- помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников ЕГЭ на бланки ЕГЭ осуществляется в ППЭ)
для слабовидящих участников экзамена:
- в случае масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков №1 необходимое количество пакетов размером формата A3 и форму 11-ППЭ для наклеивания на пакеты;
- необходимое количество технических средств для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков № 1 до формата A3
для глухих и слабослышащих участников экзамена:
- необходимое количестве правил по заполнению бланков ЕГЭ;
- оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального (на каждого участника ЕГЭ) пользования.
Доставка материалов в ППЭ, где проводится ЕГЭ для слабовидящих, может осуществляться за 3 часа до начала экзамена (в случае если увеличение и переупаковка экзаменационных материалов производится до начала экзамена).
В ППЭ, где проводится ЕГЭ для слабовидящих, а также в котором осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ЕГЭ с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные. В каждой аудитории в которой работает комиссия тифлопереводчиков во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель ГЭК.
|
|